Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Подкуйковская основная общеобразовательная школа"

Руднянского муниципального района Волгоградской области 

 

 

 

Версия для слабовидящих

    Толерантное отношение к инвалидам

       

    В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

     Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».

    Понятие «толерантность» можно представить как терпимость, веротерпимость (лат.) . Современный вариант понятия «Толерантность» можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.). Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [4]. Рассматривая приведённые понятия, необходимо отметить огромную разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о толерантности.

    Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

    Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

    Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

    В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей толерантности.

    Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.

    Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.

    Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами.

    Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональ- ное самоопределение обучающихся.

    Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.

    В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

    1. Диагностика:

    • оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

    • изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

    2. Консультирование:

    • психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;

    • формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

    3. Коррекция:

    • проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;

    • разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.

    Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.

    В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ.

    Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:

    • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

    • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

    • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

    • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;

    • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

    • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

    С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей. Взаимодействие детей «нормы» и детей с ОВЗ обеспечивает огромное преимущество как для первых, так и для последних (таблица 1).

    Преимущества инклюзивного образования

    в современном образовательном пространстве

    Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОУ появляется необходимость в решении следующих задач:

    - изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;

    - выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

    - определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;

    - разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования.

    Также возникает необходимость в изменении отношения самих педагогов к возможностям детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях общеобразовательной школы. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность в повышении психолого-педагогической компетентности [2, с. 1].

    В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей [2, с. 1].

    Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

    Исследования в данной области могут послужить теоретической базой для создания концепции современного образования, а также формирования современного инклюзивного российского общества.

    При этом под толерантным отношением я подразумеваю не жалость и терпимость к таким детям, а уважительное отношение к человеку не зависимо от состояния его здоровья, готовность сотрудничать, взаимодействовать с ним, не акцентируя внимание на внешних особенностях.

     

    Социальный ролик "Мы есть"

    Социальный ролик "Самый счастливый" Дети с ограниченными возможностями

    "Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам" (брошюра для родителей)

    Презентация к занятию "Люди так не делятся:инвалид-не инвалид"

    Занятие в подготовительной группе "Зимние параолимпийский игры"

    Презентация к занятию "Зимние параолимпийские игры"

    • История школы
    • Дистанционное обучение
      • НПА
      • Питание в период ДО
    • Организация 2021-2022 уч.г. с учетом противодействия COVID-19
    • Сведения об образовательном учреждении
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления
      • Документы
        • Локальные нормативные акты
        • отчёт о результатах самообследования
        • Порядок оказания платных услуг
        • Предписания, отчёты об исполнении предписаний
        • График оценочных процедур
      • Образование
        • Средства обучения и воспитания
        • Рабочие программы
        • Приём в 1 класс
        • Рейтинговая карта
        • Успеваемость
        • ЕГЭ
        • ОГЭ
        • ГВЭ
        • ВсОШ
        • ВПР
        • Полезные ссылки
      • Образовательные стандарты
        • ФГОС ДОО
        • ФГОС НОО
        • ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО
        • ФГОС ООО
        • ФГОС третьего поколения
      • Руководство. Педагогический состав
      • Материально-техническое оснащение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
        • Бюджетные сметы
      • Вакантные места для приёма (перевода)
      • Доступная среда
        • Толерантность
        • "Герои"
      • Международное сотрудничество
    • Ученикам
    • Родителям
      • Горячая линия
      • Персональные данные
      • Будущему первокласснику
        • Советы психолога
      • Школьная форма
      • Здоровые дети - в здоровой семье!
        • Акция "мы за здоровый образ жизни"
        • ЕНИ
      • Дневник.ру
      • Дети и окна
      • Успех каждого ребёнка
      • Курсы для родителей
    • Правоприменительные процедуры
    • Электронная приёмная
      • Полезные ссылки
    • Методическая копилка
      • Воспитательная деятельность
      • Немецкий язык
      • Информатика и ИКТ
      • Классное руководство
        • Помощь
      • ОРКСЭ
        • Разработки уроков
        • Фото
    • Школьный автобус
    • Школьная служба примирения (медиации)
    • ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ в ОУ
      • Родительский контроль
      • Объявления
      • FOOD
    • Школьная библиотека
    • Информация
      • Антинаркотическая акция
      • Тонкий лёд
      • ЭОР
      • Грипп, Коронавирус, ОРВИ
      • Сталинградская битва
        • Историческая память
      • Телефон доверия
      • ГО ЧС
      • Урок безопасности
      • Повышение престижа профессии педагог
      • Бесплатная юридическая помощь
      • Профилактика коррупционных и иных правонарушений
      • Урок доброты
      • Встреча с родителями
      • ЕНИ
      • Россия, устремлённая в будущее
      • День солидарности
      • Профилактика соц.значимых заболеваний
      • Педикулёз
      • Единый информационный день
      • Урок памяти
        • Альбом Победы
      • СПТ
      • Урок Цифры
      • ППк
      • Пропаганда семейных ценностей
      • ПДД и БДД
      • Противодействие терроризму и экстремизму
      • Осторожно, клещи!
      • КОРЬ
    • Безопасность
      • Антитеррористическая безопасность
      • Информационная безопасность
        • Памятки
      • Антибуллинговая программа
      • Безопасность на воде
      • ЖД безопасность
      • Внимание, дети!
    • ЮНАРМИЯ
    • Лагерь с дневным пребыванием
      • Фото
    • ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА
      • Локальные акты
      • Образование
      • Родителям
        • Дети и окна
      • Полезные сайты
      • Фотографии
      • Информация ДГ
      • Питание д/г
    • ШСК
    • ОРКСЭ / ОДНКНР
    • СОУТ
    • ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
    • МЕНТОРСТВО
    • Обработка персональных данных
    • Финансовая грамотность
    • Обращения граждан. Часто задаваемые вопросы
    • Производственный контроль
    • ЮИД
      • ПРОФИЛАКТИКА ДТП
      • ПДД и БДД
      • Мероприятия
    • Советник директора по воспитанию
    • Инициативное бюджетирование
    • История школы
    • Дистанционное обучение
      • НПА
      • Питание в период ДО
    • Организация 2021-2022 уч.г. с учетом противодействия COVID-19
    • Сведения об образовательном учреждении
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления
      • Документы
        • Локальные нормативные акты
        • отчёт о результатах самообследования
        • Порядок оказания платных услуг
        • Предписания, отчёты об исполнении предписаний
        • График оценочных процедур
      • Образование
        • Средства обучения и воспитания
        • Рабочие программы
        • Приём в 1 класс
        • Рейтинговая карта
        • Успеваемость
        • ЕГЭ
        • ОГЭ
        • ГВЭ
        • ВсОШ
        • ВПР
        • Полезные ссылки
      • Образовательные стандарты
        • ФГОС ДОО
        • ФГОС НОО
        • ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО
        • ФГОС ООО
        • ФГОС третьего поколения
      • Руководство. Педагогический состав
      • Материально-техническое оснащение
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
        • Бюджетные сметы
      • Вакантные места для приёма (перевода)
      • Доступная среда
        • Толерантность
        • "Герои"
      • Международное сотрудничество
    • Ученикам
    • Родителям
      • Горячая линия
      • Персональные данные
      • Будущему первокласснику
        • Советы психолога
      • Школьная форма
      • Здоровые дети - в здоровой семье!
        • Акция "мы за здоровый образ жизни"
        • ЕНИ
      • Дневник.ру
      • Дети и окна
      • Успех каждого ребёнка
      • Курсы для родителей
    • Правоприменительные процедуры
    • Электронная приёмная
      • Полезные ссылки
    • Методическая копилка
      • Воспитательная деятельность
      • Немецкий язык
      • Информатика и ИКТ
      • Классное руководство
        • Помощь
      • ОРКСЭ
        • Разработки уроков
        • Фото
    • Школьный автобус
    • Школьная служба примирения (медиации)
    • ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ в ОУ
      • Родительский контроль
      • Объявления
      • FOOD
    • Школьная библиотека
    • Информация
      • Антинаркотическая акция
      • Тонкий лёд
      • ЭОР
      • Грипп, Коронавирус, ОРВИ
      • Сталинградская битва
        • Историческая память
      • Телефон доверия
      • ГО ЧС
      • Урок безопасности
      • Повышение престижа профессии педагог
      • Бесплатная юридическая помощь
      • Профилактика коррупционных и иных правонарушений
      • Урок доброты
      • Встреча с родителями
      • ЕНИ
      • Россия, устремлённая в будущее
      • День солидарности
      • Профилактика соц.значимых заболеваний
      • Педикулёз
      • Единый информационный день
      • Урок памяти
        • Альбом Победы
      • СПТ
      • Урок Цифры
      • ППк
      • Пропаганда семейных ценностей
      • ПДД и БДД
      • Противодействие терроризму и экстремизму
      • Осторожно, клещи!
      • КОРЬ
    • Безопасность
      • Антитеррористическая безопасность
      • Информационная безопасность
        • Памятки
      • Антибуллинговая программа
      • Безопасность на воде
      • ЖД безопасность
      • Внимание, дети!
    • ЮНАРМИЯ
    • Лагерь с дневным пребыванием
      • Фото
    • ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА
      • Локальные акты
      • Образование
      • Родителям
        • Дети и окна
      • Полезные сайты
      • Фотографии
      • Информация ДГ
      • Питание д/г
    • ШСК
    • ОРКСЭ / ОДНКНР
    • СОУТ
    • ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
    • МЕНТОРСТВО
    • Обработка персональных данных
    • Финансовая грамотность
    • Обращения граждан. Часто задаваемые вопросы
    • Производственный контроль
    • ЮИД
      • ПРОФИЛАКТИКА ДТП
      • ПДД и БДД
      • Мероприятия
    • Советник директора по воспитанию
    • Инициативное бюджетирование
               

    «#МЫВМЕСТЕ-2024»

    с 2 ноября по 8 декабря 2024 г. проходит федеральная рекламная кампании «#МЫВМЕСТЕ-2024» (далее – Кампания). Кампания направлена на продвижение и популяризацию идей и ценностей добровольчества (волонтерства), вовлечение молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность, повышение социальной активности граждан посредством вовлечения в реализуемые программы (проекты) и мероприятия в сфере добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации.
    Посмотреть видеоролик по теме можно ЗДЕСЬ

                          8 84453 73625 

    https://www.gosuslugi.ru/category/learning

    МКОУ "Подкуйковская ООШ"

     shkolapodkyikogo@mail.ru